“Из окон гатчинского дворца при закате солнца… открывается такой изумительный по строгости, по грустному величию, по сдержанной скорби пейзаж, какого не увидишь ещё ни в природе, ни на картине…” - Луначарский А.В.
Неповторимость каждого из дворцово-паркового ансамбля в пригородах Северной Пальмиры наиболее убедительно и зримо воплощена в художественном облике главного архитектурного сооружения Гатчины - Дворца (1765-1780).
Начало формирования ансамбля относится к 1765, когда императрица Екатерина Вторая подарила Гатчину своему фавориту Григорию Орлову. строится дворец (архитектор Антонио Ринальди) и разбивается великолепный пейзажный парк, украшением которого является цепь озёр с прихотливо изрезанными берегами, многочисленными островами и мостиками. В парке много павильонов и садовых затей.Прямоугольный в плане корпус с пятигранными башнями на углах паркового фасада и дугами двухэтажных галерей, завершающихся со стороны двора флигелями в форме каре с башнями по углам стоит на самой высокой точке всхолмления, господствующего над всем ландшафтом.
1783 год - после смерти Григория Орлова, Екатерина выкупает имение у наследников. и дарит его своему сыну - Великому князю Павлу Петровичу. Тринадцать лет Гатчина была великокняжеской резиденцией и пять лет - императорской. В 1782 году Великий князь с упругой вернулись из путешествия по Европам. Во Франции их высочество поразила резиденция принца Конде - Шатиньи. Впечатления от поездки сказались в развитии гатчинского ансамбля.
1792-95- Винченцо Бренна возвёл террасу и пристань на озере Белое (250х60, глубина – 14 м). Терраса выглядит как основание дворца.(Этой террасой в 1797 году любовался бывший (последний) польский король – Станислав-Август Понятовский. 1795-97- он же, Бренна, производит некоторые перестройки дворца: надстроены флигеля, галереи, прежде открытые во двор, застроены сплошь, двор (плац) защищён бастионами и рвом. Площадь плаца – 10 тыс. кв. метров. Дворец облицован местным сероватым известняком.
Спальня (площадь её = 70 кв. м) пестротой обивочных тканей, изысканностью тонкой лепнины, зеркалами и обстановочным антуражом настраивает на лирический тон, нарочито отделяя официально-представительную сторону дворцового порядка от личной жизни “высочайшего семейства “ и узкого круга лиц, вхожих в этот полный условностями мирок.
Всего 50 кв. метров, прямоугольная комната обращена окнами в парк. Это – бывший кабинет Г.А. Орлова.
Площадка на которой расположен Собственный садик – искусственная, насыпная. В. Бренна создал садик в 1797 году. Все мраморные скульптуры Павел Петрович приобрёл во время путешествия по Италии. Из окна своего кабинета Великий князь любовался этим садиком.
Джеймс Гекет занимает самое почётное место среди мастеров садового дела, работавших в Гатчине. Он тонко понимал красоты северной природы, сумел обогатить местный ландщафт, придав ему значение совершенного произведения искусства.
Комплекс гатчинских парков (Дворцовый, Сильвия, Зверинец) представляет собою самобытное творение паркостроительного искусства. Парки объеденены речками Гатчинка и Колпанка, и цепью озёр. К этим паркам примыкает Приоратский парк. Вытянутость территории Гатчинского парка, резкие перепады высот между озёрами и островами позволяют воспринимать парк в различных уровнях: с глади озёр, с береговых аллей, с горок и с башен дворца. Из 143 га общей площади парков, 36 га занимают озёра. При этом озёра включены в сердцевину планировки парка, являются его доминантой.
Парки создавались в два приёма: 1766-83 (А. Ринальди) и 1783-1800 (В. Бренна). Парк удивительно гармоничен по своему построению и композиции. В парке созданы Лесной (густая сеть аллей) и Водный (редчайшая парковая затея : в заливе Белого озера созданы четыре островка) лабиринты. В своей любимой резиденции (он был хозяином Гатчины, а его супруга - Павловска) Павел Петрович муштровал “гатчинское войско“, включавшее кавалерийские, пехотные и артиллерийские части, проводил манёвры своей “гатчинской флотилии “.
Колонна Орла – типичное произведение классицистического характера. Автор -–А. Ринальди. Колонну перевезли из Царского Села в 1770 году, когда Григорий Орлов, хозяин усадьбы, находился в зените славы. Его брат, Алексей Орлов, разбил турецкий флот при Чесме. Колонна сия – триумфальный монумент рода Орловых.
Григорий Орлов, а затем и Павел Петрович собрали во дворце художественные произведения, созданные лучшими живописцами, скульпторами, литейщиками, мебельщиками Европы.
Дворец. Кухонное каре. Вид со стороны плаца.
Аванзал. Здесь производили развод какраула.
Трон Павла Петровича
Парадная опочивальня.
Овальный будуар (Малая гостиная) Марии Фёдоровны.
Белая зала (Самая большая во дворце)
Чесменская галерея (В. Бренна)
Оз. Белое. Павильон Венеры на острове Любви.
Берёзовый домик подарок Марии Фёдоровны любимому супругу. (Франсуа Виольё)
Карпиев мостик
Вид на дворец и террасу-пристань