Версаль – это слово на века стало синонимом истинно королевской роскоши, гармонии и тонкого художественного вкуса. Всё подчинено заранее спланированному сценарию, связано нормами строжайшего этикета, превращено в торжественный церемониал, мистерию королевского существования. Всё – начиная от пробуждения монарха и заканчивая приёмом послов – рассчитано на эффект, призвано ошеломить так, чтобы захватило дух, заставить поверить в могущество Людовика XIV, Короля-Солнца.
Здесь в мае 1664 возникла сладостная жизнь, утихающая лишь глубокой ночью, праздничная, но не праздная, потому что скорее походила на тотальный балет, но и на сплошной маскарад, нескончаемые радостные состязания.
Вид, открывающийся из окон дворца, восхищает. Он соединяет природу и искусство в некую новую природу, новое искусство. Причудливо
подстриженные деревья и кусты, бесчисленные фонтаны, мраморные статуи, уходящий к горизонту канал. Глядя на это великолепие, трудно поверить, что когда-то на месте дворца была деревня с убогими низкими хижинами, крытыми соломой, и шатровой мельницей, а там, где сейчас бьют струи фонтанов - непроходимая трясина.
В Версальских лесах начинает охотиться первый из Бурбонов – Анри (Генрих) IV, его сын – Людовик XIII построил здесь небольшой охотничий зAмок и начал разбивку парка. В 1661 Людовик XIV (1643-1715), впечатлённый красотой и новшествами Во-ле-Виконта – дворца своего расточительного супер-интенданта (министра) финансов Фуке, приступил к возведению новой резиденции. Он строил дворец для своей любви – Луизы де ла Вальер.
Самые выдающиеся мастера того времени, гениальное трио : архитектор Луи Лево, живописец Жан Лебрен и “художник садов” Андре Ленотр – возводили неземной парадиз, на многие столетия ставший эталоном.
По его образу и подобию будут строиться резиденции по всей Европе.Людовик ни за что не соглашался снести старый охотничий замок, и его с юга, севера и запада окружили новые корпуса. После смерти архитектора Луи Лево, строительство возглавил Жан Ардуэн Мансар.
Из трёх этажей главным является второй с анфиладами парадных залов. Принцип анфиладности (расположения комнат друг за другом на единой композиционной оси) был хорошо знаком зодчим итальянского Ренессанса, но был новым для французских архитекторов. (Впервые он был использован в Во-ле-Виконте)
Во дворце до сих пор сохранились небольшая комната, где король-солнце готовил шоколад и варил кофе для фавориток, и часть коридора, по которому они приходили в покои их величества.
Мир Версаля не мыслим без парка, который обступает его с трёх сторон (кроме восточной стороны). Версальский парк стал эталоном паркового искусства. Грандиозный замысел Ленотра являет миру красоту природных сил: земли, воды, воздуха, флоры и фауны – красоты, огранённой искусством. Великий Ленотр объединил принципы итальянского парка с его ярусностью, каскадами (водопадами), извилистыми аллеями с традициями английских парков. В отличие от итальянских парков, где вилла скрыта за высокими деревьями, в Версале Ленотр поместил дворец на вершину небольшого холма, увеличив его искусственно. Пространство непосредственно перед зданием, было превращено в партер – подобие английского парка. Болота были осушены, пески засыпаны плодородной землёй. Появились бассейны, каскады, декоративная скульптура, высажены деревья. В парке водилась водоплавающая дичь, зайцы, лисы, белки, дикие кошки. Сказочное место было ограждено от прочего вульгарного мира стеной протяжённостью в 43 км.
Сейчас площадь парка составляет всего 10 % от прежней (815 га). Версальский парк – это 20 км дорожек, 200000 деревьев, 210000 цветов, 50 фонтанов, 36 акведуков и 2100 скульптур.
Строительство ансамбля приравнено к стоимости 105000 тонн серебра (по современному курсу)
Мраморный двор - первоначально - охотничий зАмок Людовика XIII - на строительстве
было задействовано 30 тыс рабочих.
Оранжерея. Зимой сюда приносили кадки с пальмами.
Оранжерея. Озеро Швейцарцев (в 1690 это озеро вырыла швейцарская гвардия. Король
любил иногда порыбачить на озере)
Парк 815 гектар Вид от Оранжереи
Фонтан Латона. По легенде богиня превратила людей, смеявшихся над нею, в лягушек.
На снимке хорошо видны лягушки.
Зала Марса. Оформлен согласно вкуса королля
Спальня Марии-Терезии
А здесь можно посмотреть Версаль: